Антикоррупционная памятка – журнал для бизнеса Антикоррупционная памятка – журнал для бизнеса
Декабрь 2018

Антикоррупционная памятка


В марте 2006 года Россия присоединилась к Конвенции ООН против коррупции и обязалась внедрять антикоррупционные меры, в том числе по предупреждению взяточничества.

По УК РФ взяткой могут стать: деньги; ценные бумаги; имущество; права на имущество, например, передача права требования по расписке, договору и т.д.; услуги имущественного характера, например, бесплатные или по низкой цене строительство, ремонт, продажа материальных благ, прощение долга и т. п.

Отвечать  за получение взятки будет должностное лицо, а за ее дачу – только для тех, кто дал ее именно этим лицам. Во всех других случаях ответственность по УК РФ не наступает, но может наступать ответственность по другим статьям Уголовного Кодекса или по другому законодательству, например, антикоррупционному. За подобные деяния по передаче и получению незаконного вознаграждения — того, что в обществе может быть названо взяткой, в организациях без государственного или муниципального участия, ответственность может наступить по статьям 204-204.2 УК РФ за коммерческий подкуп.

Если лицо, получившее взятку, или которому она передана, вообще не относится к приведенным выше категориям, уголовной ответственности за это никто – ни тот, который передал, ни тот, который получил – не подлежат. Если человека вводят в заблуждение относительно полномочий, за осуществление которых он передает вознаграждение, получивший его может быть привлечен к ответственности по УК за мошеннические действия.

Вымогательство взятки – это: требование должностного лица передать ему незаконное вознаграждение под угрозой совершить действия или бездействовать, вследствие чего для передающего лица наступят негативные последствия, например, отзыв лицензии, привлечение к ответственности, не основываясь на законе и т. п.; создание таких условий, когда человек вынужден передать вознаграждение, чтобы не допустить нарушения своих прав, например, затягивание решения какого-либо значимого для взяткодателя вопроса.

Наказание за получение взятки с ее вымогательством установлено п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ. Оно может повлечь для должностного лица: Штраф в размере: 2-4 млн. руб.; доходов за период 2-4 г.; 70-90-кратной суммы полученной взятки. Вместе со штрафом назначается дополнительное наказание – лишение права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на протяжении до 10 лет. Лишение свободы 7-12 лет. Вместе с ним на усмотрение суда может назначаться дополнительное наказание (одно или сразу оба) в виде: штрафа до 60-кратной суммы взятки; запрета занимать указанные в приговоре должности или заниматься определенной деятельностью

В марте 2006 года Россия присоединилась к Конвенции ООН против коррупции и обязалась внедрять антикоррупционные меры, в том числе по предупреждению взяточничества.
По УК РФ взяткой могут стать: деньги; ценные бумаги; имущество; права на имущество, например, передача права требования по расписке, договору и т.д.; услуги имущественного характера, например, бесплатные или по низкой цене строительство, ремонт, продажа материальных благ, прощение долга и т. п.
Отвечать за получение взятки будет должностное лицо, а за ее дачу – только для тех, кто дал ее именно этим лицам. Во всех других случаях ответственность по УК РФ не наступает, но может наступать ответственность по другим статьям Уголовного Кодекса или по другому законодательству, например, антикоррупционному. За подобные деяния по передаче и получению незаконного вознаграждения — того, что в обществе может быть названо взяткой, в организациях без государственного или муниципального участия, ответственность может наступить по статьям 204-204.2 УК РФ за коммерческий подкуп.
Если лицо, получившее взятку, или которому она передана, вообще не относится к приведенным выше категориям, уголовной ответственности за это никто – ни тот, который передал, ни тот, который получил – не подлежат. Если человека вводят в заблуждение относительно полномочий, за осуществление которых он передает вознаграждение, получивший его может быть привлечен к ответственности по УК за мошеннические действия.
Вымогательство взятки – это: требование должностного лица передать ему незаконное вознаграждение под угрозой совершить действия или бездействовать, вследствие чего для передающего лица наступят негативные последствия, например, отзыв лицензии, привлечение к ответственности, не основываясь на законе и т. п.; создание таких условий, когда человек вынужден передать вознаграждение, чтобы не допустить нарушения своих прав, например, затягивание решения какого-либо значимого для взяткодателя вопроса.
Наказание за получение взятки с ее вымогательством установлено п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ. Оно может повлечь для должностного лица: Штраф в размере: 2-4 млн. руб.; доходов за период 2-4 г.; 70-90-кратной суммы полученной взятки. Вместе со штрафом назначается дополнительное наказание – лишение права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на протяжении до 10 лет. Лишение свободы 7-12 лет. Вместе с ним на усмотрение суда может назначаться дополнительное наказание (одно или сразу оба) в виде: штрафа до 60-кратной суммы взятки; запрета занимать указанные в приговоре должности или заниматься определенной деятельностью
В случае вымогательства взятки в большинстве случаев достаточно обратиться в отдел полиции по месту совершения этих действий. Обычно проведением мероприятий по закреплению доказательств фактов взяточничества занимаются сотрудники подразделения по борьбе с экономическими преступлениями и борьбы с коррупцией. Сообщение о любом факте коррупции возможно оставить на сайте любого правоохранительного органа. В настоящее время на них имеются целые разделы, посвященные борьбе с коррупцией, в том числе сервисы, где можно оставить обращение или сообщение о фактах взяточничества. Некоторые из них:
Министерства внутренних дел Российской Федерации https://мвд.рф
Национальный комитет общественного контроля http://www.mosmakk.ru
СМИ Антикризисный менеджер Антикоррупционный проект https://crisismedia.ru
В некоторых обстоятельствах обращение зависит от статуса и уровня должностных лиц, вымогающих взятку. Возможно обратиться с сообщением о преступлении в Управление ФСБ региона. Возможно анонимное обращение с сообщениями о преступлениях. Проверки по ним проводятся в ином порядке.
Если гражданин считает, что должностное лицо, в полномочиях которого разрешить его проблему, незаконно «ставит палки в колеса», затрудняя решение, и тем самым вымогает взятку, следует: Не соглашаться решить проблему при первом требовании или намеке о возможности решения вопроса за мзду. Выслушать и как можно более точно запомнить слова и выражения, высказанные должностным лицом. Пробовать записать разговор на любой имеющийся в распоряжении носитель – телефон, диктофон, камера. В ходе беседы попытаться заставить взяточника как можно яснее выразить свои требования – сколько, за что, почему так много, сколько есть времени подумать, как будет происходить передача. Даже если этого не выйдет, для каких-то выводов правоохранителей будет достаточно и разговора намеками. Попытаться отложить непосредственную передачу материальных благ под предлогом, например, сбора необходимой суммы денег. С записью разговора, имеющимися документами по вопросу, в связи с решением которого имело место обращение к взяткополучателю, пойти в правоохранительные органы, о которых шла речь выше. В дальнейшем, если будет принято решение о проведении оперативных мероприятий, необходимо четко следовать инструкциям оперативных сотрудников, чтобы доказать факт вымогательства взятки. Следует знать, что не является преступлением, когда производилась контролируемая правоохранительными органами дача взятки в ходе оперативно-розыскных мероприятий с целью закрепления факта получения взятки и задержания взяткополучателя с поличным. То есть, человек, давший взятку участвуя в таких мероприятиях, уголовной ответственности не подлежит.
По закону все организации должны разрабатывать и принимать меры для предупреждения коррупционных проявлений (ч. 1 ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции»). Они могут быть различными, в их числе — кодекс этики и служебного поведения работников в организации. За нарушение его положений может последовать дисциплинарная ответственность. Если предположить, что это требование организациями выполняется, лица, не подлежащие ответственности за взяточничество, могут понести указанную ответственность. Для инициирования проверки, возможно обратиться с жалобой к руководству организации. Исполнение организациями требований антикоррупционного законодательства может проверяться органами прокуратуры, которые имеют полномочия по принятию мер реагирования по фактам выявленных нарушений.
Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 378
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2018 – 2020 ГОДЫ
Мероприятия, предусмотренные настоящим Национальным планом, направлены на решение следующих основных задач:
совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
совершенствование предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ “О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам” порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;
совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц;
систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции;
повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции, укрепление международного авторитета России.



Поделиться в Социальных сетях



Добавить комментарий