Как остановить выгорание сотрудников на работе? Как остановить выгорание сотрудников на работе?
Апрель 2018

Как остановить выгорание сотрудников на работе?

Людмила Лозовская

Что делать работодателю, чтобы его сотрудники не выгорали на работе? Как определить, что усталость на работе перешла в заболевание? Кто чаще сталкивается с этим заболеванием и какие факторы к нему приводят? И конечно, как предотвратить выгорание и получать удовольствие и радость от работы?

 

Расскажет эксперт «Антикризисного менеджера» Людмила Лозовская, психотерапевт, практикующий психолог, эксперт в области кадрового консалтинга, преподаватель РАНХиГС.

 

Любое профессиональное развитие сопровождают достижения и потери, которые, к сожалению, приводят к выгоранию сотрудников. Человек устает, у него снижается мотивация, ему не хочется работать, следовательно, уменьшаются его профессиональные достижения.

выгорание на работеЕсли это начальная стадия выгорания, то происходит истощение, потеря интереса, нежелание работать. Возникают проблемы, с которыми вы не можете справиться: какие-то недовольства, сложные отношения с работодателем, внутренние и внешние конфликты, механизмы которых вы не понимаете. Вам плохо, и вы не можете сами разрешить создавшуюся ситуацию.

Существуют факторы, которые приводят нас к выгоранию и делятся они на внешние и внутренние, и психология, к сожалению, решает эту проблему только отчасти.

 

 

Факторы выгорания на работе

К внешним относят, так называемые, социальные факторы — это нестабильная обстановка в государстве, недостаточно высокий уровень заработной платы, недостаточно широкие социальные победы. Психология и специалисты тут вряд ли помогут.

К внутренним относят личностные особенности каждого человека, и здесь уже психология может решить многие проблемы и профилактировать такое явление, как профессиональное выгорание.

Работодатель — это внешний фактор. В психологии есть сравнение человека с материалом, на который воздействуют прессом, материал — это личностные особенности человека, а пресс — это то, что давит и формирует этот материал и оставляет некий отпечаток. Пресс — это профессиональные рамки, в которые входит также окружение, в которое попадает человек, его руководитель, работодатель и то, как он себя ведет, какую систему поощрения выстроил и т.д.

 

 

Кто чаще сталкивается с выгоранием на работе?

Считается, что более подвержены психологической деформации сотрудники, которые работают в сфере «человек-человек», которые имеют контакт с людьми, это менеджеры, продавцы, сотрудники крупных компаний. У них происходит износ и истощение эмоциональной и мотивационной сферы гораздо быстрее.

Конечно, многое зависит от устойчивости нервной системы, от индивидуальных особенностей психики и от темперамента, а это личностные черты каждого отдельного человека.

В каждом из нас существуют качества, которые способствуют или препятствуют этому заболеванию, и нельзя сравнить, что кто-то выгорает быстрее, а кто-то медленнее, скорее, это зависит от профессии.

Утверждение, что стаж работы влияет на выгорание сотрудника — неверно. Всё зависит только от человека, везде требуется индивидуальный подход.

Начало выгорания может быть на любом этапе работы и зависит в большей степени от самого человека. Последний звонок — это когда уже тело начитает болеть, начинается соматика – тут мы должны идти к терапевту, параллельно с визитом к психологу, чтобы разбираться со своей жизнью, ведь мы помним, что тело и дух тесно связаны.

 

 

Зависимость профессионального выгорания от типа личности

Педантичный тип

Педанты стремятся, чтобы все было аккуратно, везде была четкость. У них раздражительность появляется, когда они недовольны своей работай, от этого они очень быстро истощаются.

Эмотивный тип

Это чувствительный тип людей, которые полностью отдают себя общению, настолько посвящают себя этому процессу, что сами себя начинают тратить и быстро истощаются.

Демонстративный тип

Люди, которые находятся всегда на виду. Они тоже быстро истощаются, когда не получают внешней подпитки, одобрения или материальной награды, от этого у них опускаются руки, пропадает желание работать.

 

 

Как определить, что усталость на работе перешла в заболевание?

выгорание сотрудников

Сначала вы почувствуете простое напряжение, после которого начинается фаза резистенции, и только потом появляется истощение, и вот это уже выгорание. Если человек запустил своё заболевание, то он идет дальше вниз, и там происходит диструкция, т.е. уже появляются такие последствия, как депрессия, проблемы со здоровьем, телом, психосаматикой — начинает болеть спина, голова, появляется невроз, страхи, фобии, начинаются необратимые процессы.

 

 

Профилактика выгорания

На внешние факторы мы можем повлиять, поменяв либо страну пребывания, где мы работаем, либо просто сменить работодателя. Существует также мнение, что каждые 5 лет нужно менять работу, если не получается, то мы меняем направление своей деятельности, меняем структуру, и это нам помогает профилактировать этот синдром, если он появился.

Что касается внутренних факторов, то мы ищем и пополняем себя, так называемыми, ресурсами. В первую очередь, это личностное саморазвитие, если мы развиваемся, изучаем новые области и направления, то, приходя на работу, мы наполняем другими смыслами обыденные обязанности, мы как бы меняем свое сознание, мировоззрение, мы с разных сторон смотрим на свой вид деятельности, и уже это приносит некое облегчение и новый взгляд на эту деятельность.

И не обязательно изучать какие-то профессиональные вещи и углубляться в них, это может быть и литература, и другие хобби, и чем больше этих ресурсов, тем лучше для вас.

Также меняем окружение, если мы видим, что оно нас разрушает, как бы мы не старались, то мы покидаем этих людей.

 

 

Не забывайте про свою физическую форму

Душа и тело связаны – надо обязательно заниматься собой, это тоже приносит новые ощущения. Существует такое направление в психологии, как телестноориентированная терапия Райхомано. Эта терапия говорит о том, что с помощью определённых техник (не обязательно, чтобы это была йога или какая-то другая экзотическая гимнастика, это просто занятие своим телом: фитнес, массаж, плавание) снимаются мышечные зажимы, которые мешают нам раскрепоститься, расслабиться и достичь гармонии души и тела.

 

 

 

Позитивное отношение к жизни – обязательный пункт профилактики выгорания

Позитивное мышление — это когда ты начинаешь осознанно о чем-то думать и мечтать положительно, у тебя появляется привычка мыслить о хорошем. Мы состоим из привычек, и мы, мечтая позитивно, привыкаем так мыслить, и если мы, сталкиваясь с любой ситуацией, ищем в ней какой-то позитив, то уже это приносит положительный эффект в нашу жизнь, становится легче душе и телу.

 

 

Почему важно подходить к своей жизни осознано?

Осознанность всегда помогает в жизни. Важно каждый момент жить здесь и сейчас, находясь в какой-то ситуации в каком-то месте, ты всегда должен понимать, зачем ты здесь, для тебя должно быть обыденным осознавать, что ты идешь по этой жизни не просто так.

Также важно понимать, в каком состоянии ты находишься. Если тебе грустно – надо осознать эту грусть, принять это ощущение, побыть в нем, что-то с ним сделать. Если тебе хорошо, интересно, любопытно — надо насладиться этими ощущениями, это тоже со временем превратится в привычку, позволит чувствовать каждый момент своей жизни и ценить этот момент. Это тоже раздвигает рамки, границы, горизонты, видение в профессиональной сфере.

 

 

Что делать работодателю, чтобы его сотрудники не выгорали на работе?

Работодателю выгодно и важно, чтобы работал постоянный состав сотрудников, чтобы его сотрудники были профессионалами, чтобы не было кадровой текучки В психологическом плане — это обучение, групповая и индивидуальная терапия для сотрудников компании. Желательно приглашать специалиста со стороны. Если говорить о психологе, работающем в этой же компании, то в этом случае у психолога не все может получиться – очень большой вопрос доверия сотрудников к этому человеку, потому что его связь с руководителем будет прямая, и мало кто из сотрудников станет с ним откровенничать.

Корпоративы, конечно, сближают, но это другой уровень общения — корпоративная культура.

Должен быть специалист, который сможет обучать и самого руководителя, ведь у него тоже огромное количество страхов – чем больше денег, тем больше страхов, опасений, тревожности.

Персоналу желательно предоставить возможность посещать фитнес клуб, бассейн, сенсорную комнату, можно установить массажные кресла, комнаты для релаксации. Это хорошее вложение средств – всё окупится для работодателя тем, что его сотрудник будет психологически здоров, а значит, и соматически здоров, ведь между психологическим и соматическим здоровьем глубокая связь.



Поделиться в Социальных сетях



Добавить комментарий