Как спасти бизнес в кризисной ситуации? расскажет Даниил Петухов Как спасти бизнес в кризисной ситуации? расскажет Даниил Петухов
Май 2018

Как спасти бизнес в кризисной ситуации?


Зачем нужна комплексная диагностика даже успешного бизнеса и какие существуют антикризисные стратегии?

Расскажет эксперт «Антикризисного менеджера» Даниил Петухов, преподаватель MBA, эксперт практики стратегического консалтинга компании Synergy Management Systems.

 

 

Небольшие проблемы в бизнесе могут быть симптомами большого кризиса

 

проблемы в бизнесеКогда в какой-то компании падают объемы продаж или у бизнеса появляются какие-то симптомы болезни, руководство не ищет антикризисного управляющего, собственник не понимает, зачем он им? Он будет искать консалтинговое или маркетинговое агентство, чтобы повысить эффективность рекламы или еще что-то изменить. Для большинства предпринимателей они не в кризисе, у них просто упали объемы продаж, они ведь не банкротятся? Но тут важно правильно выявить проблемы и симптомы болезни бизнеса именно на ранней, начальной, стадии кризиса. Тогда вашей компании будет легче помочь выйти из самой сложной ситуации.

 

Как правило, антикризисных менеджеров привлекают, когда дело уже совсем плохо, несмотря на то, что антикризисный консалтинг это часть общего консалтинга. А точно выявить причины кризиса на начальном этапе способна лишь полная диагностика.

 

 

Зачем нужна комплексная диагностика бизнеса?

 

Конечно, нужно начать с антикризисной диагностики. Многие удовлетворяются аудитом, но руководитель должен знать, что аудит — это только часть диагностики, а проверять надо всё комплексно. Только одного аудита может не хватить, конечно, финансовые показатели – это безусловная симптоматика, но не только их надо анализировать.

 

Бухгалтерский баланс показывает болезнь компании, когда что-то уже произошло, но причины кризиса, которые могут быть как внешние, так и внутренние, по нему не определить. Проблема может быть в структуре управления, может, где-то появилось дублирование функций, может, неверно выбрана стратегия или еще что-то – причин множество, и выявить их поможет только комплексная диагностика.

 

У организации есть ряд направлений деятельности, у каждого функционала есть своя стратегия, которая входит в общекорпоративную, если в компании начались проблемы, нужно понять, где именно происходит сбой? Если проблема в кадрах, значит нужно менять кадровую структуру, если в финансах — финансовую, если проблемы в производстве — меняем производственную стратегию и т.д. Антикризисный набор, как аптечка, в него входит несколько стратегий, выбор которых зависит от ситуации.

 

 

Функциональная стратегия

 

Согласно этой стратегии, если проблемы происходят в функциональном направлении, то остаток средств в момент кризиса необходимо отправлять в проблемный участок. Например, денег у компании мало –  мы выявляем, что эффективность рекламы маленькая или логистика неправильно выстроена, тогда в кризисной ситуации, когда средства и время ограничены, начинаем все усилия направлять на исправление этой проблемы по функционалу. Обычно таких направлений не больше двух.

 

 

 

Стратегия роста

 

В данном случае – это стратегия прорыва, т.е. в момент кризиса начинаем вырываться из пути, начинаем или со своим старым товаром выходить на другой рынок, или придумываем новый товар. Чаще всего эта стратегия применяется,  если  причина кризиса внешняя или жизненный цикл товара закончился. Также она применяется, если в данном сегменте рынка падение или на этом рынке падает спрос, и только тогда, когда есть деньги. Так как есть стратегии, которые приносят доход, и есть стратегии, которые требуют вложений.

 

Стратегия прорыва требует серьезных вложений и не всегда в кризис, но, с точки такой долгосрочной перспективы, эта стратегия интересна.

 

 

 

Стратегия сокращения

 

Её первый вариант – это сознательная стратегия ликвидации, но и она тоже может принести доход. То, что делают в процессе банкротства, можно сделать самому на предприятии. Поделить фирму на хорошие и плохие активы — хорошие оставить, а плохие вывести и закрыть.

 

В другом варианте эту стратегию некоторые называют разворотом или стратегией поворота. Например, у вас два направления: возите туристов в Египет и в Европу. По стратегии разворота, если направление Египет было у вас основное и массовое, а Европа – второстепенное и маленькое, но высокомаржинальное с высокой рентабельностью, то вы закрываете направление в Египет и сосредотачиваете все усилия на развитии направления в Европу, вкладываете в это не особо разработанное направление, т.е. вы разворачиваете свой бизнес в высокую маржинальность, но вы должны понимать, что в этом случае потеряете в объёмах.

 

 

Стратегия стабильности

 

Это когда вы, наоборот, отказываетесь от мелких проектов. Например, у вас было основное направление Египет. Настал кризис. Вы выбрали стратегию стабильности, это значит, о всех новых проектах, расширении – забыли, подсократили вложения в рекламу и разработки — все  усилия на то, что у вас основной продукт и за него держимся.

 

 

Стратегия выживания

 

Когда вы забываете о прежних формах и методах хозяйствования, и открываете, например, на месте бутика парикмахерскую. Стратегия хороша тем, что в момент кризиса, когда время сжато, она очень прозрачна и понятна. Вы ориентируетесь в бизнесе, как руководитель, знаете и понимаете рынок. Вы видите, что этому товару долго не жить, что пора уходить, значит, нужно идти или в выживание, или в прорыв – стабильность тут не подойдёт.



Поделиться в Социальных сетях



Добавить комментарий