Китайское экономическое чудо - китайский рынок Китайское экономическое чудо - китайский рынок
Март 2018

Китайское экономическое чудо

Сергей Дерюгин

Как китайский рынок завоевал мир? Их успешные бизнес идеи, сотрудничество с Россией и суть проекта «Один пояс – один путь».

Рассказывает эксперт «Антикризисного менеджера» Сергей Дерюгин.

Становление китайской экономической модели

В последнее время в России складывается впечатление, что современный Китай в мировой экономике – это результат преобразований, проводимых с 1978 под названием «Политика реформ и открытости». Интуитивно мы понимаем эту самую «открытость», как избавление от барьеров, препятствующих доступу иностранного капитала к внутреннему рынку и развитию торговых отношений с другими странами. В то же время простой обыватель зачастую упускает из вида иной период в истории «Поднебесной», агрессию Великобритании и Франции.

европейцы делят КитайЗаинтересованность европейцев в Китайском рынке, по итогам двух опиумных войн, привела к негативу, который сказался на культуре и экономике и раскрытию границ перед Европой. Последовавшее, реакционное по своему характеру, Ихэтуаньское восстание, подавленное коалицией западных держав, привело фактическому разделу сфер влияния между ними на территории крупнейшей страны Азии. Наряду с этими событиями оказавшиеся «не у дел» США, проводили в отношении Китая политику «открытых дверей», стараясь менее радикальными методами (продвигая принципы равноправия в торговле) расширить сферу своего влияния и получить дополнительные возможности для своей экономики.

В первой половине прошлого века раздираемая внутренними конфликтами, а затем агрессией Японии, «Поднебесная» переживает развал империи становление республики и приход коммунистов к власти. В последствии сформировав производственную базу, не без помощи СССР, Китай переживает культурную революцию, окончательно закрывшую страну для внешних экономических связей с капиталистическим миром.

Идеальные внешние связи – «самостоятельный путь» развития Китая

Закрытость свойственная социалистическим странам и ведением активной внешней торговли – это тонкий вопрос дальнейшей перспективы развития. С одной стороны, отказ от западных капиталов может служить для внутреннего потенциала развития, с другой стороны, в условиях слабой экономики это приведёт к прогрессирующему росту безработицы, нищеты, преступности, что для социалистического государства является недопустимым. «Идеальным» можно было бы считать такое ограничение внешних связей, когда приток инвестиций не имеет серьезного влияния на культуру, решает проблему благосостояния общества, создаются рабочие места для резидентов страны, а потери носят только экономический характер в виде разделения прибыли от производства и реализации товаров/услуг с инвесторами.

Вышеуказанная логика «решения» схожа с идеей аутсорсинга, где организация, сохраняя свою правовую и экономическую независимость, получает прибыль от того что встраивается в бизнес-процессы других организаций. Похожая же логика лежит в основе преобразований, обеспечивающих «самостоятельный путь» развития Китая.

Новый шёлковый путь

Упомянутые потери, стали в конце 90-ых начале 2000-ых сдерживающим фактором: размещение на территории «Поднебесной», производственной базы для значительного числа крупных компаний не только обеспечили приток финансов и технологическую модернизацию, но и сформировали экспортную систему, зависимую от их возможностей сбыта продукции. Таковое положение дел рано или поздно должно было привести к необходимости формирования собственной экспортной системы. Решение инфраструктурных задач в рамках данного вопроса, где не последнюю роль сыграла небезызвестная Alibaba Group, в начале 2000-х стало новым толчком для экономического роста, и настоящий момент является основой стратегической инициативы Китая в создании Нового Шелкового Пути.

Alibaba Group, ТaoBao, AliExpress, Alipay

экономика КитаяВ 90-ых годах Китай, несмотря на серьезные успехи в экономическом развитии, по сути оказался в заложниках собственной политики. Зарубежные инвестиции, положительно сказавшиеся на производственном секторе, обеспечили современную технологическую базу, сформировали ассортимент товаров и услуг страны под нужды собственных рынков, создав систему экспорта, зависящую от организации сбыта самих инвесторов. Иными словами, западные капиталисты, получив в распоряжение значительный и дешевый производственный потенциал страны не были намерены делиться прибылью от реализации своих товаров и выстраивали собственные логистические цепочки.

Эта проблема стала отправной точкой для успеха Ма Юнь (Джек Ма) – впервые познакомившись с интернетом в 1995 году, он убедился, что необходимая информация о Китайских производителях не доступна зарубежом. Первым его проектом на данном поприще стал аналог «Желтых страниц», а в 1999 компания Alibaba Group, в основе бизнес-идеи которой лежало желание помочь малому и среднему бизнесу КНР найти покупателя за границей.

В последствии было открытие ТaoBao, победа над eBay (на китайском рынке), создание собственной платежной системы Alipay, успешного интернет магазина AliExpress. Однако все это объединено единой идеей, подчеркивающей необходимость дальнейшего развития экспортной системы Китая.

Развитие индустрии высоких технологий

В то время как Alibaba.com стал основой выстраивающейся экспортной системы «Поднебесной» в b2b-сегменте, розничный рынок стали покорять различные интернет-магазины. Именно к заслугам последних стоит отнести изменение мнения потребителей о качестве товаров «made in China/PCR». Партийная линия КНР указала вектор развития индустрии в области высоких технологий и вот на том же рынке смартфонов в 2017 году мы видим новых, китайских игроков, чей товар в соотношении цена/качество выигрывает у многих «брендовых» поделок. Логистическая задача функционирования данной розничной сети решается в основном за счет существующих систем международного почтового сообщения, и не позволяет полностью реализовать экспортный потенциал страны.

Рассматривая экономику Китая в динамике ВВП можно увидеть четкие границы периодов начала «бума» интернет торговли (2002 год) и предшествующего ему периода зависимости от иностранных компаний экспортирующих лишь собственные товары. Видна и внутренняя стратегия поддержки производства, когда спад торговли в кризисные 2008 и 2014 годы, почти не сказывается на секторальном развитии. Виден и отрыв в 2012 году сектора услуг на протяжении 20 лет сопутствующих индустрии – что в совокупности с общим замедлением роста экономики может указывать на отдельные факторы перепроизводства.

Один пояс и один путь

один пояс - один путьИменно в свете указанных обстоятельств концепция «Один пояс и один путь», окрашивается новыми красками. Суть концепции базируется на историческом понимании значения Великого шелкового пути в экономиках государств Средней Азии, Ближнего Востока Европы и Китая, в связи с чем играет определенную маркетинговую роль в переговорном процессе. Новый концепт объединяет в себе 2 основных направления существовавших исторически:

  • Морской маршрут – через Суэцкий канал, являвшийся до недавнего времени основным торговым маршрутом со странами Средиземноморья);

  • Сухопутные маршруты – включающий в себя концепцию Евразийского континентального моста через Казахстан и отдельную ветку через Транссибирскую магистраль.

Концепция активно поддержана в рамках ШОС, ЕАЭС, АТЭС. Со стороны КНР проведена значительная работа по консолидации финансовых ресурсов в Фонде Шелкового Пути и Азиатском Банке Инфраструктурных Инвестиций. Конечно же данная инициатива – это лишь способ реализации собственных экспортных возможностей Китая. В то же время, сам проект, вовлекая множество государств АТЭС, заинтересованных быть «точкой отправления» товаров на европейский рынок, предлагает значительное количество возможностей для транзитных государств, среди которых значительную роль играет Россия.

Россия и Китай

Роль нашей страны для Китая двоякая – готовность инвестировать в развитие транспортной инфраструктуры должна окупаться не только за счет экспорта на европейские рынки, но и за счет захвата внутреннего рынка «транзитного государства», мы же взамен не только развиваем логистическую структуру, но и получаем более широкие возможности по распределению импорта из КНР (в сравнении с на текущий момент почти неограниченной розничной торговлей «по почте»). Именно роль транзитного государства открывает для нашего бизнеса новые возможности.

Китайский путь и русские дороги

Продвигаемая Китаем концепция трансконтинентальной транспортной системы, черпающая вдохновение в Великом шелковом пути, преследует целью проникновение на европейский рынок и рынки «транзитных» государств. В основе концепции не столько создание новой логистической структуры, сколько освоение и модернизация существующей транспортной системы государств средней Азии. Решаемая в рамках данной концепции задача – повышение скорости доставки продукции из Азии в Европу, по сравнению с активно используемым морским путем, и повышение объемов экспорта. Применяя инвестиционный подход к развитию сухопутных транспортных коридоров, КНР пытается также обеспечить доходом свои строительные компании.

Конечно, включение в инвестиционные программы отдельных веток маршрутов, под вопросом. Например, та же Транссибирская магистраль и дальневосточные ветки РЖД очевидно под вопросом – с точки зрения кратчайшего пути в Европу Сибирь и Дальний восток – не оптимальный путь, однако здесь положительным фактором может стать политика взимания пошлин за транзит грузов. Не ясна также роль ЮФО и Юга ЦФО, где имеется потенциал для снижения нагрузки на московские терминалы. Вполне вероятно, что данные транспортные коридоры могут быть использованы в случае возрастающей нагрузки на основные магистрали.

Очевидно также, что использование единственного транзитного государства в целом может стать результатом правильной политики взимания пошлин, и тем самым усилит роль России в данном проекте.

Потенциальные возможности проекта «Один пояс и один путь» для бизнеса

Развитие транспортной инфраструктуры с применением накопленного инвестиционного потенциала, предполагаемое концепцией, в первую очередь опирается на партнерские отношения и совместное использование, что в пределах внутреннего рынка может положительно сказаться на сроках и объемах грузоперевозок (далекая перспектива). В то же время широкое использование железнодорожной транспортной сети уже сейчас позволяет насытить рынки отдельных регионов страны востребованной продукцией.

китай для бизнесаНесмотря на негативные оценки лобби Ассоциации компаний интернет-торговли конечными потребителями, активно осваивающими беспошлинный ввоз товаров, приобретенных на том же AliExpress, предполагаемый результат их деятельности в целом положителен для бизнеса, и по итогам раскроет российским предпринимателям ранее занятые Китаем рыночные ниши. В то же время следует обратить внимание, что АКИТ отстаивает вовсе не интересы небольших ретейлеров, а пытается таким образом облегчить конкуренцию крупным сетям, потому на «высвобожденных территориях» проще будет конкурировать с «мастодонтами» консолидируя ресурсы с ближайшими соседями.

Будущие проекты

Создание региональными ретейлерами совместных логистических компаний, напрямую взаимодействующих с китайскими поставщиками. В случае ориентации ими торговли на недорогой товар, где китайская техника может дать значительную фору в цене с незначительными уступками в качестве, и при своевременном охвате выбранного региона, можно потягаться и с крупными игроками.

Если позволяет стартовый капитал – любые транспортные решения, связанные с доставкой грузов от логистического узла «шелкового пути» до удаленной относительно крупной агломерации, может быть востребованным предприятием.

Недостатки китайского бизнеса

В отношении китайской техники следует указать на отсутствие более-менее внятных сервисных услуг. Тот же AliExpress уже несколько лет пытается поддержать работу по ремонту и обмену бракованной продукции, заключая договора с посредниками в крупных областных центрах, однако в целом данный рынок представлен скорее «умельцами», имеющими доступ к заказу запчастей. Иными словами, данный рынок также предоставляет значительное количество возможностей для организации бизнеса.

Следует так же упомянуть о TMall в России – торговой площадке, работающей с Российскими поставщиками и осуществляющий доставку с отечественных складов. Простейший маркетинговый анализ проводимый с помощью агрегатора Яндекс-Market по ряду аукционных товаров известных брендов, позволяет выявить значительное снижение относительно средней цены (московский регион). Таковая ситуация наводит на мысли: независимо от того, будет ли TMall выступать на рынке как собственно ретейлер или будет предоставлять возможности торговой площадки для проверенных поставщиков, сохранение демонстрируемой ценовой политики – повод задуматься о способах конкурентной борьбы с этим игроком уже сейчас. В принципе, создание торговой компании от Alibaba Group, на фоне все возрастающего успеха AliExpress – было ожидаемым шагом.



Поделиться в Социальных сетях



Добавить комментарий