Корпоративная культура как инструмент выхода из кризиса Корпоративная культура как инструмент выхода из кризиса
Март 2018

Корпоративная культура как инструмент выхода из кризиса

Александр Аверин

Что такое корпоративная культура в крупном бизнесе и стартапе? Почему материальная мотивация сотрудников не работает? На что обратить внимание при создании корпоративной культуры и как сегодня определить уровень её эффективности?

Рассказывает эксперт «Антикризисного менеджера» Александр Аверин, кандидат философских наук, доцент, МВА, заместитель декана факультета Международного туризма, спорта и гостиничного бизнеса Финансового университет при Правительстве РФ.

 

Ставка на интеллектуальные активы

Сегодня менеджмент должен учитывать особое влияние корпоративной культуры на эффективность и результаты компании. Предприятия, прибыль которых зависит от финансовых и материальных ресурсов, вытесняется компаниями нового типа, где главная роль отдается ресурсам, имеющим нематериальное происхождение. Конкурентоспособность зависит от уникальных преимуществ, приобретенных от интеллектуальных активов.

В кризисной ситуации лучшим инструментом для конкурентоспособности и стратегической устойчивости компании является корпоративная культура.

 

Что необходимо для поддержания и развития корпоративной культуры

  • миссия, цели, правила, принципы и базовые ценности компании;
  • установленные нормы поведения, стиль одежды, способ коммуникации руководства с подчиненными;
  • внешняя атрибутика организации, в которую входит система поощрения, корпоративные символы, критерии, лежащие в основе кадровых решений (награды, премии и привилегии);
  • истории, легенды, мифы и обряды, связанные с возникновением организации, ее основателями или выдающимися членами;
  • приоритетные задачи, функции, показатели, которые являются предметом постоянного внимания менеджмента;
  • поведение высшего руководства в кризисных ситуациях;
  • кадровая политика организации, включающая весь цикл работы с персоналом: принятие на работу, карьерный рост и увольнение работников.

 

Признаки эффективной корпоративной культуры

корпоративная культура

качественные и результативные процессы внутрифирменных коммуникаций;

слаженность взаимодействия, гармония в коллективе (командный дух);

получение удовольствия от работы и гордость за результаты;

преданность организации и готовность соответствовать ее высоким стандартам;

высокая требовательность к качеству труда;

готовность к переменам, несмотря на трудности и конкуренцию и экономическую обстановку;

повышение эффективности и производительности труда;

чувство причастности к успехам и достижениям компании.

 

Основа корпоративной культуры – лидер

лидерВладельцам и основателям предприятия следует вдохновлять и поощрять сотрудников, однако управление командой лучше доверить формальному или неформальному лидеру коллектива, дав ему свободу действий. Нередко сотрудники испытывают стеснение в общении с топ-менеджером и не могут дать искренний комментарий или открыто выразить свое мнение. До руководителя фирмы может не доходить важная информация о реальной ситуации в команде — это чревато непредвиденными внутренними проблемами.

 

Популярные методы мотивации сотрудников не работают

мотивацияИсследователи из Школы менеджмента Роттердамского университета выяснили: можно ли с помощью премий и эмоционального прессинга добиться сверхрезультатов от сотрудников?

«Многие компании создают ненужный стресс или тратят деньги на неэффективные бонусные схемы, – говорит Иан Селби, директор отдела исследований и разработок CIMA, (Международной ассоциации специалистов в области управленческого учета). – Хотя работодатели обладают целым спектром инструментов мотивации, они продолжают полагаться лишь на два: давление со стороны начальства и материальное поощрение».

В результате выяснилось, что в сферах, где важны внимание и сосредоточенность, нужно искать новые схемы мотивации. Как показывает его опыт, амбициозные профессионалы, экстраверты, управленцы разного уровня, люди творческих профессий, в том числе маркетологи-стратеги, очень зависимы от похвалы или жесткой критики.

 

Корпоративная культура для стартапа

Когда предприятие находится на ранних этапах развития (когда еще невозможно говорить о результатах и цифрах), основной фактор его успеха – команда, ее цель, корпоративная культура и знания. Философия компании формируются в рекламных материалах, в речах основателей компании, информационных документах. Цель-  создать в глазах своих сотрудников определенный имидж корпорации, привлечь для этого отдел маркетинга, так как внутренний маркетинг важен ничуть не меньше, чем внешний.

 

Люди решают всё

На какой бы стадии бизнес не существовал, необходимо подкреплять единство сотрудников корпоративными мероприятиями или командными тренингами или же неформальными встречами коллектива.

Когда Вы создаете свою корпоративную культуру, не забывайте о том, что прекрасные результаты никогда не получаются без прекрасных людей, и наоборот: великие люди и культура чаще всего связаны с самыми эффективными организациями.



Поделиться в Социальных сетях



Добавить комментарий