Кто должен управлять компанией в кризис, чтобы добиться успеха? Кто должен управлять компанией в кризис, чтобы добиться успеха?
Март 2018

Кто должен управлять компанией в кризис?

Даниил Петухов

90% причин возникновения кризиса в компании это ошибки менеджмента. Почему для борьбы с кризисом нужны профессионалы и стратегический подход? Кто такой «решала» и чем он отличается от антикризисного менеджера?

Расскажет эксперт «Антикризисного менеджера», Даниил Петухов, преподаватель MBA, эксперт практики стратегического консалтинга компании Synergy Management Systems.

 

Кризис – это новые возможности

кризис это новые возможностиЛюбая сложная система сталкивается с кризисом в своём развитии, нет таких компаний, которые не попадали ли бы в экстремальную ситуацию, но даже если рынок сужается, то на нём в самых сложных условиях кто-то отвоёвывает большую долю. Кризис – это шанс воспользоваться ошибками конкурентов, это появление новых возможностей, это повод поменять стратегию и изменить подход к управлению организацией.

 

 

Антикризисная команда

кризисная командаОдин человек в современном бизнесе – это очень мало, антикризисный менеджмент – это команда, поскольку без специалистов в своих сферах довольно сложно обойтись. В состав команды входят специалисты из всех функциональных областей управления, так как каждая организация уникальна и у каждой свои проблемы, и пути их решения тоже должны быть индивидуальны. Обычно сначала приходит менеджер, который проводит диагностику, и уже потом он направляет специалистов для решения выявленных проблем. Есть, конечно, универсальные кризисные менеджеры, но есть и специфичные сферы деятельности, когда надо глубоко погружаться в проблему отрасли — в этом случае без специализированного менеджера не обойтись. Сейчас всё больше предпринимателей понимают важность профессионального управления, тех, кто это вовремя не осознал в предыдущие кризисы, вымыло с рынка. Эволюция идёт, и те, кто этого не понимает, уходят.

 

 

Как понять, что в бизнесе наступили проблемы?

кризисКризис – это изменение положительной тенденции на отрицательную. Смена позитивного развития на негативное. Сначала это могут быть очень скрытые признаки. Симптоматика может быть связана с изменением производительности труда, морально-психологического климата внутри компании: начинаются конфликты, падение объёма продаж, падение прибыли – это сигналы для менеджмента. Чаще всего всё начинается с финансовых показателей, потому что на такие тонкие вещи, связанные с организационной культурой, с эффективностью системы управления, в компаниях часто не обращают внимания. Очень редко рассчитывают эффективность самого управления, несмотря на то, что его можно посчитать, коэффициент затрат на управление не интересует менеджмент. Считают только объективные финансовые показатели, но рынок может вырасти на 20% , а мы выросли на 18%, мы себя чувствуем отлично, у нас годовой рост, но рынок вырос больше — значит, мы потеряли долю рынка. То же самое может быть и в обратную сторону – рынок упал на 20%, а мы на 18% – значит, мы два процента выиграли. Не всё так однозначно, а во внимание берут только финансы.

 

 

Почему так важен стратегический подход в антикризисном менеджменте?

В большинстве случаев стратегического подхода в момент кризиса нет, потому что время сжато, острая фаза слишком коротка и решения надо принимать быстро, менеджера можно сравнить с врачом реаниматологом, у него нет времени на какой-то глубокий анализ. Но даже когда проходит острая фаза и надо начинать изменение философии, то зачастую ошибки в управленческом решении не дают компании развиваться. К сожалению, у нас управление компании часто интуитивное, инструментарием пользуются единицы. Зачастую все решения – это попытки сокращения, «давайте это сократим», «давайте здесь ужмёмся», у персонала — негатив, а от этого бывают ситуации, когда производительность труда падает сильнее, чем мы сократили расходы, потому что, сократив 5% персонала, мы можем получить падение производительности труда на 10%. Инструментарий менеджера должен быть привязан к кризисной стратегии, ошибка не в том, что сокращают, ошибка в том, что это происходит вне стратегического осознания, без долгосрочных планов. В момент кризиса основные параметры системы меняются, она начинает жить долгосрочными периодами — нужна стратегия, а её нет. Бессистемное сокращение, не понимая ради чего, лишь для достижения краткосрочного финансового результата вредно для компании и приводит к выходу игрока с рынка.

 

 

«Решала»

решалаНе надо путать антикризисного менеджера с «решалой», который сможет зайти в кабинет к чиновнику и уладить любой вопрос. Как в медицине есть знахари, экстрасенсы и колдуны, так и в процессе выхода из кризиса есть мошенники, кому-то это помогает, кому-то нет, но «решала» не изменит стратегию, так же как и знахарь не вылечит ваш цирроз, если вы не поменяете образ жизни. «Решала» может решить какой-либо вопрос, но надолго ли вы избавитесь от кризиса?

 

 

Менеджер

антикризисный менеджерАнтикризисный менеджер полезен как и во время кризиса, так и до него, проверка необходима и без симптоматики, выявить болезнь на начальной стадии всегда лучше, чем запустить её. Также он может сформировать банк профилактических мер, которые помогут не допустить кризиса в компании. Антикризисное управление – это сложный процесс, который включает в себя не только предотвращение кризиса, управление выхода из него, но и недопущение кризиса в будущем.



Поделиться в Социальных сетях



Добавить комментарий