Основа успешного бизнеса — корпоративная культура Основа успешного бизнеса — корпоративная культура
Март 2018

Основа бизнеса — корпоративная культура

Александр Аверин

Корпоративная культура в крупном бизнесе и стартапе. Опыт лидеров рынка и зарубежных компаний. Важность «внутреннего клиента» и почему материальная мотивация сотрудников не работает?

Рассказывает эксперт «Антикризисного менеджера» Александр Аверин, кандидат философских наук, доцент, МВА, заместитель декана факультета Международного туризма, спорта и гостиничного бизнеса Финансового университет при Правительстве РФ.

 

Корпоративная культура – новое направление в современном менеджменте

менеджментВ кризис менеджмент должен учитывать особое влияние корпоративной культуры на эффективность и результативность компании. Предприятия, прибыль которых зависит от финансовых и материальных ресурсов, вытесняется компаниями нового типа, где главная роль отдается ресурсам, имеющим нематериальное происхождение. Конкурентоспособность зависит от уникальных преимуществ, приобретенных от интеллектуальных активов.

В кризисной ситуации лучшим инструментом для конкурентоспособности и стратегической устойчивости компании является корпоративная культура.

 

Зарубежный опыт – это вклады в развитие

Иностранные компании переходят от иерархических бизнес-моделей к многофункциональным командам, созданным по сетевому принципу, стремясь стать более активными, нацеленными на совместную работу и ориентированными на клиента.

Ведущие западные корпоративные венчурные фонды (Intel Capital, Siemens Venture Capital, Google Ventures, BASF venture capital и др.) ориентированы в своей деятельности не на покупку готовых инновационных продуктов, их приоритетная задача – инвестиции в создание и раннее развитие инновационной компании с последующим приобретением успешных проектных команд, генерирующих инновации и обладающих эффективной корпоративной культурой, сильным корпоративным духом, нацеленным на инновационные подходы и уникальность.

Корпоративная культура – система общего мнения, бездоказательно принимаемая и разделяемая коллективом, и эта система отличает одну корпорацию от другой.

 

Чем важна корпоративная культура для сотрудников?

Корпоративная культура способствует благоприятному климату в коллективе, позволяет сотрудникам жить и работать в мире, который они одинаково воспринимают, совершать действия, которые понятны всем остальным. Деятельность людей, действующих в рамках корпоративной культуры, объединенных корпоративным духом, позволяет существенно увеличить производство.

В успешных компаниях существуют отдельные структурные подразделения, которые призваны формировать и развивать корпоративную культуру, которая обеспечивает успех на рынке.

 

Российский бизнес переходит на новую стадию развития

Для того чтобы эффективно использовать имеющиеся ресурсы, включая человеческий капитал, необходимо целенаправленно формировать в российских бизнес-структурах корпоративную культуру предпринимательского типа, особого корпоративного духа, нацеленного на внедрение прорывных технологий.

 

Опыт лидеров рынка

Современные компании, которые лидируют в своих отраслях, формируют корпоративную культуру по аналогии с разработкой продукта или построением корпоративного бренда, тщательно прорабатывают общую концепцию, ценности и детали.

Небрежное отношение менеджмента к феномену корпоративной культуры способно сделать бизнес неконкурентоспособным.

Носителями корпоративной культуры являются сотрудники компании всех уровней управления бизнесом. В компаниях с устоявшейся культурой она отделяется от персонала и становится атрибутом, самостоятельным брендом компании, ее частью и оказывает сильное влияние на сотрудников.

 

Характеристики корпоративной культуры:

  • осознание работником своего места в компании (группе);
  • тип совместной деятельности;
  • нормы поведения;
  • тип управления;
  • культура общения;
  • система коммуникаций;
  • деловой этикет;
  • традиции компании;
  • особенности трактовки полномочий и ответственности;
  • трудовая этика.

 

Что необходимо для поддержания и развития корпоративной культуры:

  • миссия, цели, правила, принципы и базовые ценности компании;
  • установленные нормы поведения, стиль одежды, способ коммуникации руководства с подчиненными;
  • внешняя атрибутика организации, в которую входит система поощрения, корпоративные символы, критерии, лежащие в основе кадровых решений (награды, премии и привилегии);
  • истории, легенды, мифы и обряды, связанные с возникновением организации, ее основателями или выдающимися членами;
  • приоритетные задачи, функции, показатели, которые являются предметом постоянного внимания менеджмента;
  • поведение высшего руководства в кризисных ситуациях;
  • кадровая политика организации, включающая весь цикл работы с персоналом: принятие на работу, карьерный рост и увольнение работников.

 

Важен внутренний клиент

Корпоративная культура, которая основана на мнении и ценностях «внутреннего клиента», способствует коллективной преданности современной компании, появляются лояльность и сплоченность коллектива, желание покинуть компанию минимизируется. В компании позитивно меняется качество деловых и межличностных взаимоотношений, следовательно, снижаются конфликтность и непроизводственные издержки. Внутренний менеджмент обеспечивает конкурентоспособность и лидерство компании на рынке, а также повышает ее инвестиционную привлекательность.

 

Признаки эффективной корпоративной культуры:

  • качественные и результативные процессы внутрифирменных коммуникаций;
  • слаженность взаимодействия, гармония в коллективе (командный дух);
  • получение удовольствия от работы и гордость за результаты;
  • преданность организации и готовность соответствовать ее высоким стандартам;
  • высокая требовательность к качеству труда;
  • готовность к переменам, несмотря на трудности и конкуренцию и экономическую обстановку;
  • повышение эффективности и производительности труда;
  • чувство причастности к успехам и достижениям компании.

Эффективность деятельности компании определяется наличием проработанной стратегии развития, техническим уровнем производства, квалификацией персонала, уровнем оплаты труда и мотивацией.

 

Популярные методы мотивации сотрудников не работают

корпоративИсследователи из Школы менеджмента Роттердамского университета выяснили: можно ли с помощью премий и эмоционального прессинга добиться сверхрезультатов от сотрудников?

«Многие компании создают ненужный стресс или тратят деньги на неэффективные бонусные схемы, – говорит Иан Селби, директор отдела исследований и разработок CIMA, (Международной ассоциации специалистов в области управленческого учета). – Хотя работодатели обладают целым спектром инструментов мотивации, они продолжают полагаться лишь на два: давление со стороны начальства и материальное поощрение».

В результате выяснилось, что в сферах, где важны внимание и сосредоточенность, нужно искать новые схемы мотивации. Как показывает его опыт, амбициозные профессионалы, экстраверты, управленцы разного уровня, люди творческих профессий, в том числе маркетологи-стратеги, очень зависимы от похвалы или жесткой критики.

 

Корпоративная культура для стартапа

Когда предприятие находится на ранних этапах развития (когда еще невозможно говорить о результатах и цифрах), основной фактор его успеха – команда, ее цель, корпоративная культура и знания. Философия компании формируются в рекламных материалах, в речах основателей компании, информационных документах. Цель – создать в глазах своих сотрудников определенный имидж корпорации, привлечь для этого отдел маркетинга, так как внутренний маркетинг важен ничуть не меньше, чем внешний.

Когда вы создаете свою корпоративную культуру, не забывайте о том, что прекрасные результаты никогда не получаются без прекрасных людей, и наоборот: великие люди и культура чаще всего связаны с самыми эффективными организациями.

Корпоративную культуру нельзя внедрять директивно. Каждый сотрудник и соучредитель должен принимать участие в процессе общего дела и внести свои предложения в формирование видения внутреннего образа компании.

 

Основа корпоративной культуры – лидер

В современных условиях лидеры компаний должны сами отражать корпоративные ценности и стандарты, а не просто произносить «шаблонные» и выученные фразы, они должны быть лидерами перемен, ярким примером для проявления корпоративной культуры, показывать ценности фирмы и её цели. Руководитель должен в первую очередь сам привносить что-то новое в компанию каждый день, и это стремление к инновациям станет основой корпоративной культуры компании.

Владельцам и основателям предприятия следует вдохновлять и поощрять сотрудников, однако управление командой лучше доверить формальному или неформальному лидеру коллектива, дав ему свободу действий. Нередко сотрудники испытывают стеснение в общении с топ-менеджером и не могут дать искренний комментарий или открыто выразить свое мнение. До руководителя фирмы может не доходить важная информация о реальной ситуации в команде — это чревато непредвиденными внутренними проблемами.

 

Люди решают всё

На какой бы стадии бизнес ни существовал, необходимо подкреплять единство сотрудников корпоративными мероприятиями или командными тренингами или же неформальными встречами коллектива.

Современным компаниям необходимо пересматривать организационную структуру, совершенствовать модели лидерства и руководства, стимулировать создание корпоративной культуры, ориентированной на ключевой ресурс компании – человеческий капитал.



Поделиться в Социальных сетях



Добавить комментарий