Страхи в бизнесе. Как их преодолеть и добиться успеха? Страхи в бизнесе. Как их преодолеть и добиться успеха?
Март 2018

Страхи в бизнесе

Марта Белоконь

Какие страхи будут подстерегать вас на пути к вашей мечте? Как преодолеть их в бизнесе и почему не стоит бояться успеха?

Расскажет эксперт «Антикризисного менеджера» Марта Белоконь, психолог, кандидат психологических наук, писатель, эксперт ведущих телеканалов.

 

Страх начала

Первый страх, который подстерегает предпринимателя в начале пути к успеху, — это страх начать, страх неизвестности и неопределенности.

Как только человек становится предпринимателем, он берёт на себя множество рисков, которые влекут неопределенность. Неудач нельзя избежать, но можно относиться к ним иначе: это новый шаг на пути к успеху, а не к катастрофе.

Страшно делать шаг, не зная, куда он приведёт. Эта идея погружает предпринимателей в долгий анализ и мысли о том, как запустить продукт, вместо того, чтобы запустить его. Они находят оправдания: ищут помехи, которые мешают запустить бизнес, жалуются на нехватку денег и профессионалов, что идея не очень хороша. В общем, постоянно сомневаются в себе и боятся делать шаг.

Многие носят в голове идею годами и не знают, с чего начать. Такой путь не приведёт к результату. Только начав, можно узнать, что будет дальше. Конечно, хорошо построить чёткий план, но надо быть готовым к тому, что в реальности план всегда отличается от задуманного.

 

Страх застоя

После того, как вы справились с первыми страхами в бизнесе, вас подстерегает новый  — страх застоя.

Например, вы начали бизнес, взяли кредит, арендовали помещение и провели небольшую маркетинговую компанию — раздали листовки. После этого в вашу компанию за вашим продуктом или услугой приходят те, кто живет рядом и проходит мимо, и так первые три месяца к вам идут люди, ваши планы реализовываются и мечты начинают сбываться.

страхи в бизнесе

Первый страх начала стал потихоньку проходить. Но после того, как первичный спрос прошёл, часть клиентов теряет интерес, количество посетителей резко снижается, это происходит по разным причинам и скорее всего не зависит от вас. Лишь часть клиентов останется с вами, и количество их перестанет расти. Наступает период застоя, вы даете рекламу, всячески продвигаете свой бизнес, а результатов никаких нет.

 

Застой – это нормальное явление

Эксперты рассчитывают этот период три к одному: три месяца шло развитие бизнеса, а потом на 9 месяцев о развитии можете забыть, т.е. хуже не будет, но и лучше тоже не станет.

На этом этапе многие люди разочаровываются и пугаются. Неудачи, мысли о том, что будет хуже, сильно выматывают предпринимателя, его воля, напор, ослабевают, уверенность теряется, тем более люди уже ощутили вкус успеха на начальном этапе, страх продолжительного застоя от этого становится для многих невыносимым.

Подобное происходит при изучении иностранного языка, первое время заметны успехи, потом человек учит и ничего не происходит, ощущение, что ничего не меняется.  Дальше, как ни странно, если человек выдержал, результат превзойдёт все ожидания, ученик начинает неожиданно для самого себя говорить на иностранном языке.

Предприниматель в данной ситуации должен понять, что это нормальное явление и надо продолжать все мероприятия по продвижению и развитию бизнеса, важно  следить за своим состоянием, чтобы не паниковать и не скучать. Успех обязательно придёт, у вас всё получится, главное, не опускать руки и продолжать трудиться.

 

Страх успеха

Для примера рассмотрим кейс из гостиничного бизнеса. Открывается маленькая гостиница в Анапе, двухэтажная, на несколько семей. В первый сезон отель был занят полностью, второй — снова  наплыв клиентов, в третий сезон резкий спад, множество гостей не приехало. Так продолжается ещё несколько сезонов, низкий уровень заезда, не работает реклама, все попытки продвижения не срабатывают. Но на шестой сезон произошел валовый заезд, сработала внезапно вся реклама, а у нашего предпринимателя нет свободных мест, ему не хватает персонала, все закупки были рассчитаны на меньшее количество людей, у него возникает страх успеха, страх не справиться.

страхи в бизнесе

Когда идет волна этого обвального успеха, человек может испугаться того, что не справится, т.е. как ни странно, на этом этапе предприниматели тоже выходят из бизнеса. Этот страх можно назвать страхом успеха.

 

Почему люди боятся успеха?

Дело в том, что успех накладывает ответственность. Когда мало клиентов, им надо меньше готовить, тратить меньше на их обслуживание. Когда приезжает много гостей, их нужно расселить в соседних гостиницах, на вас ругаются, обижаются, потому что приехали к вам на вашу рекламу, а вы их заселить не можете. На этом этапе человек приходит и говорит, что не рассчитал свои силы, он говорит: «Я, наверное, сверну это дело, потому что мне тяжело, работы много, денег пока не видно, т.к. в продвижение вложил слишком много, а справиться с наплывом гостей не могу». Здесь нужно удержать человека, объяснить ему, что он адаптируется, наберет персонал, и не стоит сейчас принимать эмоциональное решение.

 

Способы преодоления страха начала

Страх начать обычно снимается обесцениванием. Страх начала имеет несколько компонентов: неизвестность, с ней можно и надо бороться — азартом. Другой компонент – страх реальности: мечта сейчас начнет реализовываться, и неизвестно, какая она будет в жизни. Мечтать всегда приятнее. А когда ты уже приобрел вот это, оно уже твое, то мечты не остается, появляются задачи. Надо просто обесценить мечту — это  снимает страх.

 

Преодоления страха застоя

страхи в бизнесеСо вторым страхом, страхом застоя, надо бороться верой в себя, сказать себе: «Я  молодец, у меня обязательно все получится», потому что именно на этом этапе развития бизнеса вера начинает колебаться сильнее всего.  Если этот этап не удастся, то тогда можно попасть в программу неудачника: я не пробую, потому что не получается, а не получается, потому что не пробую. Человек как бы в петле и из нее выйти не может, потому что вся его жизнь подтверждает, что она состоит из серии неудач.

 

Преодоления страха успеха

Для борьбы с третьим страхом — страхом успеха нужно нанять команду, понимать, что ты не один в этом мире. Предприниматель — человек одинокий, особенно на первых этапах. На третьем этапе, когда пошел успех, нужно помнить, если ты чего-то не успеваешь — это нормально, просто найдите человека, которому делегируете часть полномочий, и уже не будет этой запарки.

Надо не бояться привлекать еще людей. На третьем этапе ломаются в основном недоверчивые люди, которым трудно передавать полномочия, они все тянут на себя, и если на первых двух этапах это проходило, то на третьем этапе такой человек просто ломается и отказывается от бизнеса, потому что он не может физически теперь этот поток переработать.

Дальше развитие бизнеса идет по спирали, все этапы имеют обыкновение повторяться на новом уровне, главное, помнить, что все страхи можно всегда преодолеть, поверьте в себя и в своё дело и у вас обязательно всё получится.



Поделиться в Социальных сетях



Добавить комментарий