«Власть, Общество, Бизнес: положительный опыт взаимодействия в области противодействия коррупции» – журнал для бизнеса «Власть, Общество, Бизнес: положительный опыт взаимодействия в области противодействия коррупции» – журнал для бизнеса
Сентябрь 2018

«Власть, Общество, Бизнес: положительный опыт взаимодействия в области противодействия коррупции»

Александр Шишко

Руководитель Центра журналистских расследований антикоррупционного комитета Александр Шишко выступил с докладом по теме: «Институты средств массовой информации против коррупции. Практика право применения» на Всероссийской научно-практическая конференции «Власть, Общество, Бизнес: положительный опыт взаимодействия в области противодействия коррупции»

Шишко АлександрВ нашей стране важность СМИ в формировании общественного мнения об уголовно-правовой политике и проблемах преступности осознается многими юристами, обществоведами и практиками. Это касается и получения информации СМИ о коррупции.

Необходимо освещать данную проблему, но освещать, основываясь на определенных принципах профессиональной журналистики. Задачей средств массовой информации является: доведение до государственных органов власти, до зрителя, слушателя, читателя достоверной информации о борьбе с коррупцией и другими нарушениями законных прав не только по конкретным делам, но показать стратегию противодействия этим актуальным проблемам вообще в стране.

Кроме того, также довести до государственных надзорных органов власти о том, что конкретная проблема конкретных людей взята на общественный контроль.

Просматривается не только необходимость систематического проведения медиа-исследований, но и безотлагательных практических действий субъектов как социальной, так и уголовной политики в сфере формирования общественного мнения СМИ.

Центр журналистских расследований Национального комитета общественного контроля России ставит перед собой целью:

– последовательно сужать, минимизировать поле коррупционных факторов и отношений;

– воздействовать на общественное сознание в духе нетерпимости к коррупции;

– внедрять идею необходимости общественного контроля за деятельностью государственных органов;

– внедрять идею необходимости института «общественного расследования» как неотъемлемой части гражданского общества;

– содействовать созданию общественно-политических структур, сплачивающих своих членов на основе преданности своей стране, духу гражданской ответственности, заинтересованного отношения ко всему, что происходит в стране.

Создана рабочая группа, которая готова оказать помощь организациям и провести независимую проверку на наличие коррупционных рисков, такое взаимодействие будет полезно: Государственным структурам крупным организациям и предприятиям, малому и среднему бизнесу, Общественным и некоммерческим организациям, негосударственным и благотворительным организациям.

Для многих компаний минимизация коррупционных рисков занимает сегодня одну из лидирующих позиций. С каждым годом всё больше организаций разрабатывают дополнительные регламенты, внедряют новые средства контроля, направленные на предотвращение коррупции и мошенничества. По роду профессиональной деятельности наиболее эффективным средством борьбы с коррупцией является аудит.

Ключевая роль в противодействии коррупционным нарушениям и мошенничеству принадлежит внутреннему аудиту в организации, а именно — антикоррупционному аудиту.

 

В случае обнаружения признаков коррупции просим Вас обращаться по телефону +7 499 394-56-72

либо направить обращение через форму обратной связи – здесь

 

Группа специалистов Центра в рамках сотрудничества с органами власти, с институтами гражданского общества и бизнеса осуществляет:

– разработку антикоррупционной политики;

– назначение ответственного за контроль внедрения системы менеджмента противодействия взяточничеству;

– анализ коррупционных рисков;

– обучение, по вопросам антикоррупционной деятельности;

– проверку партнеров и проектов;

– меры, позволяющие привлечь внимание к фактам взяточничества и коррупции;

– процедуры по расследованию фактов взяточничества и дисциплинарная ответственность;

– внутренние проверки и аудит;

– анализ и улучшение системы менеджмента антикоррупционными мероприятиями.

Результатом такой работы будет:

– Повышение уровня прозрачности процессов организации обратившейся к нам в Центр, профилактики и предупреждения возможных противоправных действий;

– Демонстрация компанией соблюдения соответствующего законодательства;

– Сотрудничество с заинтересованными сторонами для контроля и управления рисками во всей организации и у поставщиков организации.

Одним из важнейших этапов является составление карты коррупционных рисков — это актуальный перечень хозяйственных операций или бизнес-процессов, подверженных риску коррупции. В каждой компании такие процессы будут отличаться, поэтому единого шаблона здесь быть не может: на карту рисков влияет не только характер работы, но даже регион работы и природные факторы. Помимо простого перечисления карта рисков должна содержать конкретные указания о том, как минимизировать обнаруженные угрозы. На практике аудиторы не раз убеждались в том, что компании часто пренебрегают регулярным обновлением карты рисков, а и иногда и вовсе не составляют такой документ. Кроме того, в итоговый список попадают не все ключевые процессы и должностные лица. Только разработав карту рисков, компания может понять, на каких бизнес-процессах ей следует сосредоточить свое внимание, чтобы избежать злоупотреблений.

Пользуясь возможностью, считаю необходимым довести до вас примеры из практики право-применения центра журналистских расследований:

В настоящее время мы проводим журналистское расследование по материалам злоупотреблений в деятельности ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ “ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТКИ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ ИМ. М.П. ЧУМАКОВА РАН”  Установлено:

  1. Существенное завышение цен на поставляемую продукцию на 457 млн. рублей, что является хищением бюджетных средств в особо крупных размерах.
  2. Существенных нарушений и ограничения конкуренции при заключении контрактов – контракты заключаются без проведения торгов, запроса котировок и открытых конкурсов.
  3. Группы заинтересованных лиц, вступивших в коррупционный сговор с целью получения финансовой выгоды.
  4. Отсутствие документации, подтверждающей происхождение поставляемой продукции.
  5. Часть поставок фиктивна: то, что поставлялось реально, не соответствует требованиям.

Одно из следующих расследований: при исследовании материалов из обращения ООО «Компания «БИК БЕРС» нами установлены факты нарушения законных прав субъекта предпринимательства со стороны сотрудников ИФНС Московской области, налоговая проверка представляла собой нескончаемую череду запросов первичных документов, не только от данной организации, но и ее партнеров по бизнесу на протяжении двух лет, затем предложение «решить проблему» за взятку в размере 600 000 долларов США. Анализ и совокупность фактов экспертного исследования сложившейся с ООО «Компания БИР ПЕКС» ситуации дает основания полагать, что налоговый орган любыми способами пытается разрушить сильную, динамично развивающуюся организацию, исправно платившую в бюджет налоги и сборы ЦЕЛЬ УСТРАНЕНИЯ НАЛОГОБЛАТЕЛЬЩИКА С ГОДОВЫМ ОБОРОТОМ ОКОЛО  1 МЛРД.РУБ. – это склонить к подкупу, понудить дать взятку.

Прошу внести в резолюцию конференции следующее:

  1. Внести на законодательном уровне в соответствующие нормативно-правовые акты обязательное участие средств массовой информации (СМИ) как в законотворческой работе, так и при проведении государственных закупок, в работе тендерных и конкурсных комиссий.
  2. Использовать результаты журналистских расследований при расследовании различных криминогенных фактов с обязательным приобщением к материалам расследований.
  3. Внести персональную ответственность для государственных служащих  за игнорирование результатов журналистских расследований.
  4. Широко освещать в СМИ результаты независимых журналистских расследований.


Поделиться в Социальных сетях



Добавить комментарий